Занятия с логопедом в 4 года: почему это важно и какие есть упражнения
Логопед для ребенка 4 лет — обязательная составляющая общей дошкольной подготовки. Проконсультироваться у специалиста по речи стоит, даже если ребенок говорит чисто. Устная речь — это фундамент развития мышления и психических процессов ребенка. От чистой, внятной, логичной и выразительной устной речи дошколенка, его умения адекватно воспринимать и воспроизводить информацию, задавать и отвечать на вопросы зависит его социальная адаптация и дальнейшие успехи в школе.
Логопед занимается с детьми 4 лет на программе «Красивая речь». Кроме того, мы проводим индивидуальные занятия, а также занимаемся с детьми 3-4 лет на программе «Познавайка».
Важно понимать, что необходимость коррекции речи не характеризует интеллектуальные способности ребенка. На занятиях с логопедом дети в 3-4 года планомерно овладевают звуковым строем родного языка, учатся грамотно изъясняться и мыслить.
Наш логопед Полина Владимировна Клещева — учитель-логопед 1 категории — занимается речью с детьми дошкольного возраста уже 12 лет. Она проводит индивидуальное и групповое обучение по авторской программе, основанной на известных методиках.
Педагог системно работает над развитием словесно-логического мышления, проходя с детьми различные лексические темы (например, «Мир растений» или «Автомобили», «Наш город» и т.п.). В каждой из них ребенок овладевает следующими навыками:
— определение и называние предметов и их признаков с опорой на условные обозначения, составление предложений по картинкам предметов;
— отгадывание героев по различным предметам и символам;
— составление рассказов с участием героев, указанных на картинках;
— умение пересказать текст, опираясь на сюжетные картинки, расположенные в произвольном порядке;
— умение составлять рассказы, описывая предметы по рисуночному плану.
Все эти навыки в будущем помогают вашему ребенку писать лаконичные красноречивые школьные сочинения и уверенно отвечать у доски.
Советы логопеда для родителей детей 4 лет:
Все логопеды советуют заниматься с детьми не только в группе, но и дома, то есть постоянно закреплять и улучшать результат. Для этого существует масса игр и упражнений, поскольку лучше всего общение с ребенком и его обучение в раннем возрасте происходит в игровой форме.
Обязательно нужно уделять внимание мелкой моторике ребенка, ведь, как известно, наша речь находится у нас «на кончиках пальцев». Для этого играйте в пальчиковые игры (примерно по 5 минут каждый день):
Не менее важна и артикуляционная гимнастика. Необходимо развивать и разминать язык и губы, чтобы ребенок говорил как можно четче и понятнее. Для выполнения упражнений на артикуляцию вам нужно сесть с ребенком перед зеркалом (чтобы видеть друг друга в нем). Далее можно выполнять упражнения подобного типа:
Следующие упражнения развивают слух и звукоподражание.
Кроме того, необходимо заниматься с ребенком логоритмикой.
— Показывать предметы из различных материалов (деревянные, стеклянные, металлические), просить ребенка назвать предметы из этих материалов, а затем показать ему, как звучит тот или иной материал, и предложить самому называть предмет, соответствующий звуку. Это упражнение тренирует умение ребенка дифференцировать звуки.
— По тому же принципу, что и предыдущее упражнение, можно тренировать слуховое внимание, изображая (или воспроизводя в записи) голоса домашних животных. Ребенок должен называть животное, которому принадлежит голос (мяу, гав и прочее).
— Также можно включать ребенку звуки различного транспорта и просить называть его.
Еще можно играть в игры на подражание бытовым шумам:
Как тикают часы? (тик-так)
Как стучит молоток? (тук-тук-тук)
Как капает вода? (кап-кап-кап)
Как сигналит машина? (би-бип)
Как режут ножницы? (чик-чик-чик)
Как кролик кушает морковку? (хрум-хрум-хрум)
Записывайтесь на консультацию к логопеду центра развития «Паллада» по телефонам 235-74-00 (Юго-Западный филиал) и 286-61-59 (Пионерский филиал). Специалисты работают в обоих филиалах.