Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте
Когда начинает формироваться личность? Что влияет на развитие личности ребенка? Как помочь малышу осознать себя? Какие виды деятельности повлияют на его самовыражение и мировоззрение?
Дошкольный возраст — это период, когда ребенок интенсивно развивается по всем параметрам: физиологически, психически, эмоционально и социально. Психологи выделяют трехлетний возраст малыша, как отправную точку в формировании его личности, потому что в этот момент у ребенка развивается самосознание. Он начинает употреблять личные местоимения, способен описать себя внешне и уже имеет представление о том, что такое «хорошо», а что такое «плохо».
В это время ребенок осознает свою индивидуальность и проявляет самостоятельный интерес к миру и социуму, видит связь поступков и последствий. Активно идет процесс его социализации и саморазвития.
Факторы формирования и развития личности ребенка
Личность — это социально-психологическое понятие, складывающееся из многих параметров. Это система индивидуальных черт человека, его особенностей мышления и мировосприятия.
Есть множество концепций развития личности ребенка, каждая из которых имеет свой смысл. Но во всех них психологи выделяют три основных фактора, включающие в себя все возможные типы влияния:
- Наследственность, гены. Какие способности передались ребенку от его родителей.
- Биологическая и социальная среда. В каких условиях и в каком окружении растет ребенок, с кем он взаимодействует, кто оказывает на него влияние.
- Воспитание и обучение. Какие ребенку даются нравственные установки, какие прививаются суждения, оценки и ценности.
Семья дает малышу генетический багаж и передает первый социальный опыт, учит выстраивать отношения с людьми, воспитывает социальные качества. Но интенсивнее всего ребенок развивается через познание мира и творческую активность, обучаясь и играя вместе со сверстниками. Это происходит, когда он погружается в развивающую среду: идет в детский сад, кружки, секции или школу развития.
Обучение, игры и творчество
Дошкольник со всех сторон исследует окружающий мир и, таким образом, вырабатывает собственное мировоззрение. Любознательность и активность — это основа для развития его личности. Когда ребенок взаимодействует со средой и другими детьми, он вырабатывает социальные и психологические качества, формирует свою внутреннюю личностную структуру.
Развитие творческой личности ребенка происходит в процессе самовыражения. Рисование, пение, танцы и другие виды творчества помогают ребенку осознать себя и свои особенности, проявить таланты и понять, что ему интересно.
Игры не менее важны в развитии личности дошкольника, поскольку в них он учится общаться со сверстниками, действовать в команде. Активные игры развивают воображение и артистизм ребенка, интеллектуальные — дают вдохновение на получение новых знаний.
В процессе игры ребенок проявляет особенности мышления и поведения, демонстрирует темперамент и социальную роль, в которой ему комфортно.
Программа развития личности ребенка складывается из всего вышеперечисленного и становится непрерывным увлекательным процессом, в котором в равной степени участвуют родители, сверстники и педагоги.
Общение, обучение и самовыражение — это залог интенсивного и полноценного воспитания и развития личности ребенка.
Школа развития позволяет реализовать все эти направления, помочь ребенку социализироваться, повысить интерес к учебе и найти творческое занятие по душе. Познавательный интерес и яркая индивидуальность дошкольника помогут ему легко влиться в учебный процесс в школе и проявить себя с самых лучших сторон.