Познавательное развитие детей дошкольного возраста
Почемучки – так называют дошкольников за нескончаемый поток вопросов, адресованных взрослым. Рядовой дошкольник может «подкинуть» взрослому до четырехсот таких вопросов за день. И когда уставшая мама уже готова выплеснуть свое раздражение, надо остановиться и вспомнить: через эти вопросы дети реализуют одну из ведущих потребностей этого возраста – познавательную.
Всем известно, что главная деятельность ребенка до школы – игровая. Но мало, кто знает, что эти игры, помимо досугового значения, имеют еще одно, возможно, гораздо более значимое – они обеспечивают познавательное развитие детей дошкольного возраста. Именно поэтому дети 3-5 лет с таким удовольствием играют в школу, больницу, маму и папу – они познают и присваивают себе мир. Задача взрослого – создать условия для познавательных игр: обеспечить возможность общаться в детском коллективе, организовывать выходы в новые места за новыми впечатлениями, моделировать различные ситуации и… общаться, общаться, общаться со своим ребенком. Только в этом случае развитие познавательной активности детей будет происходить в соответствии с возрастом.
Этапы развития познавательной деятельности детей
Любопытство — именно оно двигает ребенком на самом начальном этапе развития. Ему интересно абсолютно все вокруг! Педагог и психолог Алексей Николаевич Леонтьев отмечал, что каждый ребенок с самого рождения обладает определенной готовностью воспринимать мир, исследовать его. Сначала любопытство проявляет себя на уровне посмотреть, потрогать, затем – залезть, раскрутить, раскрыть, порвать… Все эти, как иногда кажется родителям, деструктивные замашки – всего лишь проявление детского любопытство. А оно, в свою очередь, — первый этап в развитии познавательных процессов ребенка.
После любопытства приходит черед выборочного отношения к предмету. Познавательное развитие детей 3 лет, например, таково, что они могут демонстрировать склонность к изучению каких-то явлений и предметов при полном равнодушии к другим. И вот кого-то постоянно тянет к отцовским инструментам, кто-то «зависает» на книжках про динозавров, а кто-то предпочитает рисунки на обоях. Что делать родителям? Помогать, участвовать, попутно предлагая все новые и новые объекты для изучения. И ждать, когда развитие познавательных процессов перейдет на следующий этап.
Третий этап очень важен для дальнейшего интеллектуального становления ребенка. Именно теперь происходит развитие наглядно-образного мышления и воображения. А на базе воображения затем будет формироваться способность ориентироваться на процесс и прогнозировать результат. В 3 года ребенок вряд ли понимает, что у него получится на выходе из кусочка пластилина, а вот в 5 уже представляет, какого цвета и с каким хвостиком должна быть задуманная собачка. Это – четвертый этап, который формирует почву для развития познавательного интереса дошкольника.
Что такое познавательный интерес?
Познавательный интерес – мотив гораздо более сильный, чем любопытство. Он более устойчив и заставляет ребенка идти в своих познаниях все дальше и дальше. Идеально, когда к началу школьной деятельности у ребенка зачатки познавательного интереса уже сформированы.
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – процесс долгий и планомерный. Школы развития Екатеринбурга предлагают различные методики по подготовке к школе, и выбирая программу для своего ребенка, стоит обратить внимание на следующие аспекты:
- Есть ли в программе развивающий компонент
- Предлагают ли детям на занятиях решение проблемных задач
- Включены ли в программу игры и упражнения на развитие воображения
- Какова степень свободы мыслеизъяснения: требует ли педагог только работу по шаблону или позволяет детям предлагать свои, возможно, не всегда верные, решения
Чем больше коллизий создается на занятиях в школе развития, чем больше самостоятельности у ребят, чем чаще педагог поощряет нестандартные решения, тем больше шансы сформировать у дошкольника познавательный интерес к процессу обучения. А это – важный шаг к успешной учебе в школе!