Математика: готовим детей к школе
Математика — одно из основных направлений дошкольной подготовки. Ребенка стоит знакомить с азами счета, начиная с трехлетнего возраста. Легче всего давать малышу новые знания в игровой форме: загадками, стихами, песенками и считалочками. Интерес и удовольствие от процесса — главная задача на первом этапе.
Детям постарше (4-6 лет) к счету добавляются занятия, формирующие логическое и пространственное мышление, развивающие внимание и память. Кроме того, вводятся понятия длины, ширины, высоты, толщины, объема и веса, определения геометрических фигур.
Интенсивность уроков математики при подготовке к школе зависит от заинтересованности и потенциала ребенка. Не стоит загружать его сложными и скучными примерами, вместо этого можно продолжать игровые занятия, добавляя в них новые темы.
Методы подготовки к школе по математике для дошкольников
Уроки математики при подготовке к школе строятся на нескольких видах обучения, разработанных опытными педагогами (Ломоносовская школа, Гаврина, Кутявина, Топоркова, Щербинина и другие):
- практика (решение простых математических задач, изучение окружающего мира на предметах быта)
- дидактические игры (логические задания по математике, выявление закономерностей)
- моделирование (задания на развитие пространственного мышления, изучение геометрических фигур)
Эти методы сочетаются друг с другом в разных пропорциях. Комплекс занятий по подготовке к начальной школе по математике позволит дошкольнику усвоить и осмыслить математические азы, проведя эксперименты и практические исследования вместе с педагогом. На уроках по математике при подготовке к школе дети применяют разные способы доказательства математических явлений: они сравнивают и сопоставляют данные, учатся обобщать или, наоборот, конкретизировать, учатся применять дедуктивный метод.
Занятия строятся на основе учебных программ Ломоносовской школы. Дети занимаются в рабочих тетрадях «Развиваем мышление». Они развивают логику, дедукцию и, помимо новых знаний по математике, повторяют азы грамоты. Дети учатся понимать явления и предметы окружающего мира, выполняя комплексные задания по каждому разделу, одновременно изучая несколько базовых предметов.
Не меньше внимания, помимо самой подготовки к школе по математике детям до 7 лет, уделяется воспитанию и умению общаться с учителем и другими учениками, работать в определенном ритме, не отвлекаться, применять раздаточный материал и пользоваться тетрадью.
По словам преподавателя детского центра развития «Паллада» Екатерины Сильвестровны, дети 4-5 лет учатся сосредотачиваться на учебном процессе, сидеть за партой, работать в тетради. Развивают мелкую моторику и расширяют кругозор. Каждое задание дает им новые знания о предметах и явлениях, которые окружают в повседневной жизни.
Число учеников в группах по курсу подготовки к школе по математике не превышает 10, к каждому ребенку педагог подходит индивидуально, изучает его способности, неосвоенные темы и зоны роста. Поэтому задания детям тоже распределяются индивидуально, чтобы каждый ученик выполнял работу, дающую ему оптимальный образовательный результат.
На развивающих занятиях дети за несколько месяцев успешно подготовятся к урокам математики в школе. Они изучат порядковый счет, научатся складывать и вычитать по численным показателям, запомнят цифры визуально, смогут объединять предметы по общим признакам, узнают и смогут сравнивать геометрические фигуры, узнают знаки «больше», «меньше» и «равно», научатся находить закономерности и ориентироваться в пространстве. Ребенок 4-5 лет уже будет готов к школьной программе и в год перед поступлением сможет просто повторять изученное и двигаться дальше по программе.
К моменту поступления в общеобразовательное учреждение у ребенка уже будут сформированы основные математические знания, которые позволят ему легко встроиться в учебный процесс.